DIANA LAPSHINA (anni_manninen) wrote,
DIANA LAPSHINA
anni_manninen

Categories:

Новый разбор картин - и снова Босх:)

ОТКРОВЕНИЕ ГЛАЗАМИ БОСХА


Одна из самых мирных, на первый взгляд, картин Иеронима Босха посвящена Евангелисту Иоанну Богослову. Солнечный спокойный колорит, бесконечные дали на заднем плане, явственное ощущение святости и покоя, созданные кистью самого загадочного живописца мира Иеронима Босха. Все так. Если не брать во внимание название - "Откровение Святому Иоанну Богослову на острове Патмос".




Конечно, нельзя забывать, что названия всех работ Босха - приблизительные, данные исследователями самостоятельно на основе изображенного сюжета. Истинные названия неизвестны. Мы не знаем, как бы подписал их сам Босх, отсюда все возникающие сложности толкования его полотен. Но человек, хорошо знающий священные тексты христианства может приблизиться к разгадке тайн Босха, и примером тому может служить "Святой Иоанн Богослов на острове Патмос". Будем называть его так, ибо это самая верная догадка.

В творчестве Иеронима Босха нет ничего случайного. Даже его имя - это псевдоним: часть "БОСХ" заимствована из названия его родного города - Хертогенбоша. В этом маленьком городе, пронизанном каналами и пропитанном запахом подгнившей воды, вероятно, родился, жил, работал и скончался великий Босх. И каждый день, проходя по главной площади Ден Боша, видел строительство величественного Костела Св.Иоанна.



(c)PIN:-)


Когда Босх женился, вслед за супругой и по обретенному вследствие брака праву, он вступил в тайное религиозное общество Девы Марии, или, как его еще называют, Братство Лебедя. Общество, принявшее Босха, собиралось в красивом доме, увенчанном статуей лебедя с рапростертыми крыльями - оно и поныне там, хотя архивы общества имеют начало в 1318 году, а само Братство существовало еще раньше на том же месте. Со смерти Босха прошло полтысячи лет, но вы и сегодня можете своими глазами увидеть здание, где Босх начал свой внутренний религиозно-художественный путь.

Потому что все нарисованное Босхом - это строгое следование заветам Братства. Чего же оно требовало от своих членов? Помимо филантропии и преданности религиозным догматам, самого главного для христианина - идеального знания Библии. И Босх подтверждал свое членство каждой новой картиной. Отступим от любых алхимических и астрологических символов и посмотрим, как легко читаются некоторые карины Босха, если вы знакомы со священными текстами христианства.

Для начала узнаем поподробнее, кем был Святой Иоанн Богослов - главный герой картины Босха.

Святой Иоанн Богослов - любимый ученик Иисуса Христа. До встречи с Ним, Иоанн был обычным рыбаком и добывал пропитание в водах Генисаретского озера. Именно на его берегах однажды он оставил сети и лодку и последовал за Сыном Божьим. Перед тем, как взойти на Крест, Иисус передал Иоанну заботу о своей матери Марии, что Иоанн исполнил и был с нею до самой её смерти. Когда Мария умерла, Иоанн отправился в Эфес - проповедовать Слово Божье. Там он совершил множество чудес, состоявших в изгнании бесов и воскрешении мертвых.

Когда по всей стране начались жестокие гонения на христиан, Иоанн был схвачен и отправлен по указанию императора Нерона в Рим на казнь. Сначала его попытались отравить, но Иоанн выпил чашу с ядом и остался жив. Тогда его поместили в котел с кипящим маслом, но и тут Иоанн оказался невредимым. Разгневанный властитель применил последнее средство - отправил апостола в ссылку на остров Патмос, где и произошло удивительное событие, называемого Откровением. Вместе с Иоанном отправился и его верный ученик Прохор.

Патмос - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. Лесов там почти нет, лишь скалы и солнце. Именно в скалах, в одной из пещер, и поселились Иоанн и Прохор. Жизнь их состояла в труде, посте и молитве. Однажды Иоанн положил строгий пост на три дня, и в конце третьего раздался страшный грохот и пещера сотряслась. Прохор в ужасе упал на землю, но Иоанн поднял его и приказал записывать все, что он станет говорить. Первые слова Иоанна были: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель".




Пещера Апокалипсиса, вид изнутри. Убранство сохранилось неизменным со II века.


Это был примерно 67 год н.э. Именно так и было написано Откровение Иоанна Богослова, именуемое Апокалипсисом. Сам Святой Дух говорил устами Апостола.

Но вернемся к картине. Обратите внимание, Босх намеренно не изображает ученика Иоанна - Прохора, ибо Прохор был лишь инструментом. Откровение было Иоанну, и его Босх выносит на передний план. Взгляд Иоанна указывает на то, что картина являлась лишь частью триптиха, правой створкой. Что изобразил художник на центральной панели и на левой створке - неизвестно, они не дошли до наших дней. Несомненно, это было грандиозное по своей сути творение.




Мы не знаем, что происходило на всей поверхности триптиха, но с помощью текста Откровения можем точно сказать, какой момент изобразил художник. Подсказка здесь, в этом маленьком чудище с человеческим лицом.




В тексте Апокалипсиса написано: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел."

..."видел"! Обратите внимание! Не только внимал Голосу, но и видел! Значит, это чудище - лишь малая часть того, что видел Иоанн и хотел показать нам Босх. Но что это? Символ? Излюбленный Босховский прием? Фантазия? Текст Откровения говорит четко:

"1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее -- как лица человеческие;
8 и волосы у ней -- как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее -- как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была -- вредить людям пять месяцев.
11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-- еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион."

Вернитесь к фрагменту чудища Босха. Это, безо всякого сомнения, саранча. "На ней были брони, как бы брони железные... у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала... на головах у ней как бы венцы... лица же ее - как лица человеческие". Все это изобразил Босх. Не только внешний вид саранчи из Откровения, но и момент Откровения. Благодаря чудищу в правой части изображения мы понимаем, что Откровение ДЛИТСЯ прямо сейчас. Не уже было, не еще будет, а прямо здесь и сейчас - мы сотворены свидетелями величайшего события в истории христианства.

Саранча не показывает зубов и не нападает - она показана как будущность и до времени скована или не существует.

А в верхнем левом углу мы видим следующее:




Из текста Откровения мы узнаем: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд." Исследователь творчества Босза Николас Бом сказал однажды*: "Пока я не прочел эти слова, я не видел луны". И мы не увидели бы, если бы не знали, куда смотреть. А меж тем Босх очень точен: и луна, и двенадцать звезд - вот они.

И здесь мы должны вернуться к тайному обществу, в котором состоял Босх - Братству Лебедя. Все, что он писал, должно было соответствовать его мировоззрению, на которое оказывали громадное влияние религия и требования Братства. "Поклонение волхвов", "Свадьба в Канне Галиллейской", "Святой Иоанн на острове Патмос" - все это картины, написанные в строгом соответствии со священными текстами.

Продолжение следует:)



* Николас Бом - исследователь, автор документального фильма "Загадки Иеронима Босха".
Предыдущий разбор "Блудный сын Иеронима Босха" здесь: http://anni-manninen.livejournal.com/696643.html#cutid1

(c)Д.Л.
Tags: О чем говорят картины
Subscribe
promo anni_manninen march 31, 2011 18:54 52
Buy for 100 tokens
ОХ УЖ ЭТИ ДЕВОЧКИ!, или рисунок от начала до конца Никакой идеи в голове не было. Я просто нарисовала одну девочку, потом еще одну, а потом поняла, что это будет маленькая, но все-таки история. О чем? Узнаем в самом конце. Итак, сначала я делаю основной рисунок. Работаю мягким карандашом на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments