?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА


Примерно в 1510 году нидерландский художник Иероним Босх написал "Блудного сына", но это было не возвращение в отчий дом и горький и радостный плач и объятия, к которым привычен современный зритель, а сцена обдуманного и воплощенного ухода из беспутной жизни. Как и прочие творения Босха, "Блудный сын" построен на символах и намеках; к сожалению, сегодня мы не пользуемся сложной системой знаков и аллегорий, присущей средневековью, поэтому до полного понимания Босховских загадок нам очень далеко. Мы можем только догадываться, но Босх - это настоящая зарядка для ума и тренировка логики. Итак... Что покидает Странник Босха?.. И что ждет его впереди? Посмотрим внимательнее и прочтем историю, рассказанную кистью великого Иеронима.




Дом, из которого навсегда уходит странник Иеронима Босха - это, скорее всего, грязная таверна, злачное место. На это указывают сразу несколько признаков - вывеска с белым лебедем, раскрытые в темноту двери, в которых зритель видит милующуюся парочку, оконные стекла, замысловато образующие бокал с вливающимся в него вином и что-то похожее на игральные кости. Женщина в окне глядит вослед путнику, и в её лице можно прочесть (или угадать, зная сюжет?) богатую гамму чувств - от глубокой печали до зависти - оторваться от распутной жизни и уйти в жизнь ИНУЮ - это Поступок, требующий моральных сил и хотя бы искры веры в лучшее... У нее нет ни того, ни другого. Лицо испещрено морщинами, глаза потухшие; годы, проведенные здесь, лишили её надежд и воли.

Некоторые посетители не гнушаются справлять нужду прямо за углом... Этим Босх показывает нам, что покинутый путником дом грязен не только изнутри, но и снаружи. Люди, живущие в нем, люди, приходящие в него... никто не уважает этих стен и хозяев - видимо от того, что они и не достойны уважения.




Интересно, что у входа в клетку усажена сорока, а из верхнего окна свисают подштанники или рубаха. У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление, как считалось, предвещало неудачи и смерть. У Брейгеля, к примеру, сороки и вовсе сидели на виселицах.

Клетка для птицы - это дом, поэтому мы можем выстроить некую (не лишенную основания:) логическую цепочку: раз сорока - распутство, неудача и гибель, а клетка - дом, значит Босх намекает на то, что в доме, покинутом странником, царит именно этот порок. Прямой наводкой служит парочка в дверях, не случайно размещенная художником в "опасной" близости с сорокой... К тому же если вспомнить, что сам Босх принадлежал еретической секте адамитов, проповедающих возвращение к невинности первых людей в раю, а сладострастные герои его картин неизбежно обрекаются на адские муки, то можно считать эту догадкой близкой к истине. Чувственные "клубничные" наслаждения приводили его персонажей из райских кущ в мрачные чертоги, населенные невообразимыми демонами - вспомним "Сад земных наслаждений (центральную часть и правую створку).
Да и подштанники на окне... В то время, как крыша почти развалилась, хозяева и гости предаются отдыху без штанов... что это, как не распутный образ жизни во всех смыслах?:)

Кстати, явных сорок две штуки. В старинной английской песенке рассказывается о пророческих способностях сорок: одна сорока - это печаль, две - радость, три - свадьба, четыре - рождение, пять - крещение, шесть - смерть, семь - небеса, восемь - ад, а девять - дьявол.

На картине есть еще птицы, которых сложно идентифицировать - в небе, в ветвях, на крыше. Если предположить, что это тоже сороки, то их уже шесть, и согласно песенке они пророчествуют смерть оставшимся. Конечно, это лишь домыслы, к тому же нельзя сказать, как давно появилась песня и знал ли её Босх, живущий в Нидерландах (вряд ли), но интересен тот факт, что современный зритель может прикладывать к картинам и более поздние символы, находя косвенные подтверждения сюжету или новые смыслы.

Раз уж речь зашла о птицах, вернемся к белому лебедю на вывеске. Почему именно лебедь? Не свинья, не собака... Известно, что в средневековых бестиариях лебедь предстает как олицетворение лицемерия и обманчивости внешего вида - прекрасное белое оперение скрывает черное мясо, посему облик противоречит сущности. Что там и говорить - всем нам известно, что самый распрекрасный снаружи дом может таить внутри боль и отчаяние жильцов, радушный и милый снаружи человек - злобу и ненависть внутри. Времена Босха ничем в этом смысле не отличаются.

И совсем уж незаметная, но такая любимая Босхом... сова. Она почти сливается с листвой дерева, и разглядеть её не просто. Это грустный и страшный символ, излюбленный Босхом. Нагие девицы близки к разврату именно под совой... влекомые бесами души осенены совами... совы сидят на сухих мертвых деревьях и властвуют в аду. И это пристанище порока тоже - "под совой" не случайно.

А тут еще и свинья! Да не одна, а с выводком и кормится хорошо!.. Что же свинья в христианской Европе? Самое что ни на есть подтверждение "сорочьего дома" - символ плотских грехов, чревоугодия, похоти. Если бы Босх избражал не таверну с оторванными ставнями, а ухоженный дом какого-нибудь порядочного семейства, где царит любовь и благоразумие, такая свинья с поросятами означала бы прямо противоположное - материнство, заботу, но контекст - великая вещь. В контексте таверны свинья - явное зло.:)

А что же сам странник - блудный сын? Рассмотрим его повнимательней.




Худощавая фигура - он явно не переедал и голод или скудная пища ему знакомы не по наслышке. Фигура "прибита" к земле, это не гордая поступь уверенного в себе человека. Он рано состарился и поседел, в глазах его - усталость, разочарование, горькая усмешка... надежда.

Голова повернута к покинутому пристанищу и озлобленной "двухцветной" собаке, ощетинившейся, недружелюбно пригнувшей голову... Собака - символ клеветы, негативный символ. Вся её фигура словно водораздел на картине - именно отсюда её явное недружелюбие к путнику.

Его штаны и вся одежда вообще - в дырах, не очень-то чисты и сильно поношены. Это не тот гардероб, который имеет смену - в нем спят, где упадут от вина или изнеможения, в нем живут двадцать четыре часа в сутки... За спиной - корзина/котомка (?), в которой все небогатое имущество путника. И этот человек не совсем опустившийся, нет. В шляпе продето шило и что-то вроде ниток, шкурка убитого пушного зверя - на обмен или продажу на еду и кров в непогоду, из-за пазухи выглядывает что-то, напоминающее оленье копытце (? - в Европе средних веков олень часто противопоставлялся козлу и символизировал уединение и непорочность, с другой стороны убитого оленя можно считать умерщвленным героем).

Среди вещей также ложка, кошель у пояса, да и сама корзина вполне добротная - возможно, заработанная какой-нибудь черновой работой или той же охотой. Нож в ножнах, больное колено заботливо перевязано тряпицей... а вот обувь все же выдает его с головой - туфли на нем разные... - все это случайное, найденное. И путь ему до отчего дома Босх определил долгий - можно было идти и босиком, да и пейзаж служит здесь не просто фоном, а намеком - велика земля, протащила жизнь лихая блудного сына далече от заботливого отца...

Так мог бы символично выглядеть любой человек - найденное, заработанное, случайное, полученное в дар или украденное... в дырах и в то же время с добротной корзиной за плечами... путь по долгому жизненному пути - от греха к радости, от таверны, где незаметно для хозяев рушатся крыши, до любящего Отца Небесного. Босх был вполне религиозно настроенным творцом, поэтому его "Блудный сын" именно об этом. Не просто иллюстрация библейской истории, а наставление зрителю и напоминание - это про всех, это не конкретные Нидерланды или Германия, или Святая Земля - это весь мир без преувеличений. Что вполне доказуемо - округлая форма доски прямо указывает на смысловую всеобщность показанного сюжета. Такие уж они были, эти старые мастера ушедших эпох: от формата до самой последней сороки - все имеет смысл и ничего случайного.


А почему на крыше кувшин - угадывайте сами:)


(с) Д.Л.

Comments

( 67 в букете — Поделиться листиком )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
en_aoki
Jan. 4th, 2011 05:54 am (UTC)
как я это люблю и уважаю!!!! Про Босха в свое время прочла огромную книгу, по истории жизни... Один из моих любимых художников! Когда начали встречаться с мужем, познакомилась с его одногрупником, которому дали кличку потом (я извиняюсь) "Рома-засралбосха, потому что он действительно это сделал)) Я как-то раз читала книгу, а этот Рома накинулся: "вот странный человек, рисовал какую-то хрень, сам не знал о чем... (мат-перемат)"))) мы так смеялись!!!
А по поводу кувшина мне кажется - перевернутый кувшин это то, куда уже ничего не нальешь, то есть неспособность принимать божественную энергию. Мое мнение.
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 06:28 am (UTC)
Интересная догадка:)

(а Рома не прав, не прав:)))
masik_iz_ca
Jan. 4th, 2011 06:03 am (UTC)
навеяло воспоминания :)))
http://forum.cofe.ru/showthread.php?p=2552215#post2552215
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 06:11 am (UTC)
Что там? Доступа для незарегенных нету:(
(no subject) - masik_iz_ca - Jan. 4th, 2011 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 4th, 2011 02:21 pm (UTC) - Expand
ptizaxx
Jan. 4th, 2011 06:17 am (UTC)
спасибо
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 06:27 am (UTC)
:) Спасибо, что прочли.

ptizaxx
Jan. 4th, 2011 06:24 am (UTC)
Из пустого кувшина не утолить жажды, а дом пустой сосуд, не наполненный ничем хорошим…только пустота внутренняя, а то что было когда то хорошего испито до дна и за поступками и мыслями не добрыми позабыто давно….:)
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 06:27 am (UTC)
Хорошее предположение, да...
igorsavin
Jan. 4th, 2011 06:48 am (UTC)
Да уж полотно достойное взгляда Мегрэ ))
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:20 pm (UTC)
У него все такие:) Глаза разбегаются - за что хвататься? Все хороши и дают пищу для размышлений. Есть попроще, есть позагадочнее (как гравюры о смертных грехах, помните?), но интересны все без исключения.
(no subject) - igorsavin - Jan. 4th, 2011 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 01:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorsavin - Jan. 5th, 2011 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorsavin - Jan. 5th, 2011 04:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorsavin - Jan. 5th, 2011 04:31 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - igorsavin - Jan. 5th, 2011 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 05:01 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:17 pm (UTC)
А Брейгеля любите? Мы тут не так давно разбирали Брейгелевскую гравюру о лени - в тэге есть пост.
(Deleted comment)
(no subject) - anni_manninen - Jan. 4th, 2011 02:29 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 01:17 am (UTC) - Expand
ozozo
Jan. 4th, 2011 09:33 am (UTC)
А шкурка у него на корзине - кошкина. Лень и похотливость.
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:16 pm (UTC)
Вот если бы у него была шкурка ули-и-итки-и-и!..
:)))))
ozozo
Jan. 4th, 2011 09:54 am (UTC)
Кувшин на палке - секс.
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:16 pm (UTC)
Почему именно он?:)
(no subject) - ozozo - Jan. 4th, 2011 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 01:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - ozozo - Jan. 5th, 2011 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 03:01 pm (UTC) - Expand
ozozo
Jan. 4th, 2011 09:57 am (UTC)
Лебедь на вывеске - бордель.
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 01:12 pm (UTC)
Про это я сказала:)) Только не таким хлестким словом:)
ozozo
Jan. 4th, 2011 10:02 am (UTC)
А, и дорога - не из борделя, а мимо. Искушения на пути?
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 01:12 pm (UTC)
Здесь не может быть одного мнения. На дорогу можно выйти.
(no subject) - ozozo - Jan. 4th, 2011 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 5th, 2011 01:19 am (UTC) - Expand
zayasa
Jan. 4th, 2011 12:30 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо. О голоде и свиньях - "он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему..." сразу вспоминается. Про кувшин не знаю, очень любопытно:)
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:18 pm (UTC)
Спасибо, я рада:)

"он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему..." - а это откуда?

(no subject) - zayasa - Jan. 4th, 2011 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anni_manninen - Jan. 4th, 2011 02:30 pm (UTC) - Expand
noel77
Jan. 4th, 2011 12:54 pm (UTC)
Кувшин верх дном на палке- "все, выпито- эта моя история окончена..." а как герб- пустота и дурнота этой данной жизни
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:19 pm (UTC)
Хорошее предположение:) В данном контексте вполне себе подходящее.
noel77
Jan. 4th, 2011 12:55 pm (UTC)
а вы подскажете потом правильное толкование?
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 02:00 pm (UTC)
Сама думаю:) Но выше уже есть несколько неплохих толкований.
martiza08
Jan. 4th, 2011 01:51 pm (UTC)
"Правильное" толкование картин Босха - это нонсенс. Все толкования (а зачастую и названия картин) основаны на догадках современных искусствоведов.
anni_manninen
Jan. 4th, 2011 01:59 pm (UTC)
Никто и не настаивает на "правильности":) Я же не раз подчеркнула - это догадки с большим или меньшим основанием.
voz_gleb
Jan. 4th, 2011 04:00 pm (UTC)
Рожки,это макоронные изделия..:)А вот рожцы - это шелуха,несъедобная мякина, выжимки оливковых плодов,которые употребляются на корм свиньям..Свинья всегда ассоциировалась,как нечистое животное..В православной антропологии под стадом свиней(столпившихся у кормушки), подразумеваются помышления и чувствования греховные, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они - неминуемое последствие греховной деятельности.В толковании св.отцов на евангельскую притчу о блудном сыне говорится, что рожцы,которыми питался блудный сын, суть страсти земные,грехи и пороки жизни сей временной,духовно нездоровая пища..
anni_manninen
Jan. 5th, 2011 01:15 am (UTC)
Спасибо за пояснение!:) Я, стыдно признать, не слишком сильна в библейских текстах, поэтому даже не слышала такого слова, как "рожцы" - позор на мои седины:)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 67 в букете — Поделиться листиком )

Tags

Powered by LiveJournal.com