DIANA LAPSHINA (anni_manninen) wrote,
DIANA LAPSHINA
anni_manninen

Categories:

Ну что? Еще поразбираем картины?:)

Глас вопиющего был, чье прозванье несу; и народ я
Чтить призываю Христа равно и ночью и днем.


"СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ" ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ,
или ИСТОРИЯ О ПОРОКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ



Все знают великолепное полотно Питера Брейгеля, посвященное пословицам и поговоркам; каждый, кто его видит впервые, готов часами искать иллюстрации к той или иной народной мудрости, поражаясь фантазии автора. А вот гравюры Брейгеля не менее интересны, но более загадочны... Разгадать тот или иной символ бывает непросто, ведь время Брейгеля диктовало свою картину мира, чуждую во многом современному человеку. Многие символы ушли в небытие, что-то подчерпнуто художником из распространенных тогда сонников. Надо понимать, что жизнь средневекового общества густо замешана на подобных вещах, и, конечно, художник вовсю пользовался предоставляемыми возможностями. Это сегодня живописец садится и пишет, к примеру, натюрморт с лилиями и гранатами просто потому, что это красиво, а в те времена в лилиях и гранатах заключалась вся Евангельская история.

Начнем с серии гравюр о пороках. Всего в ней семь смертных грехов - грехов, из которых по мнению христианства проистекают все остальные, на которые способен человек.

Выполнены гравюры в мастерской Иеронима Кока по рисункам Брейгеля. Кстати, интересный факт - рисунок и гравюра зеркальны по отношению друг к другу, поэтому если персонаж должен держать что-то в правой руке на гравюре, художник должен нарисовать это в левой. И теперь, рассматривая "Смертные грехи", прочувствуйте заодно, насколько внимателен должен быть мастер. При том, что и композиционно листы насыщены максимально. Это вам не черный квадрат:) Итак...








Гравюра населена поистине Босховскими персонажами - здесь и химеры, и черти, и люди, как песчинки мирозданья... в лапах греха.

Вот женщина, укладывающаяся на подушку, которую заботливо подкладывает бес. Вспомните полотно Брейгеля о пословицах и вы поймете, что лень - подушка черта. Этот сюжет любим автором...

"Ложись, милая, и ни о чем не думай!.. Спи себе почивай, а дела подождут. Намолишься еще, отдыхай!" - словно говорит он ей, и эта дурочка безропотно укладывается, забывая о страшных словах Библии: "В чем застану, в том и сужу!" Священники призывают не тратить времени зря, отрывать время сна для усердной молитвы и обращения к Богу, но если человек спит - во всех смыслах этого слова - все их призывы бессмысленны. Поистине чертова подушка!

Вот человек, лежащий на подобии кровати. В руке его ложка, на одеяле - тарелка, а рядом снова и снова заботливое создание: "Отдыхай, человек! Я подоткну тебе одеяльце!" Дошло, видимо, до того, что этот несчастный уже и ест в постели, ленясь привести себя в порядок и сесть, как полагается, за стол! А наешься лежа - и вовсе дышать тяжело, не то что мыслить и работать...

Да и колеса тут не просто так - кто не мечтал об уютном диване, с которого не надо вставать, а вот так лег да поехал!.. И химера, лицо коей скрыто он нас (вероятно, не столько из-за композиционных требований, сколько из смысловых), везет эту кровать прямо в преисподню.

А вот довольно милое создание - и совсем не страшное... улитка. Символ медлительности.
Немного в стороне на платье лежащей женщины наползают аж две такие, словно прибивая её собственной тяжестью к земле! Не поднимешься!..

Вот девица, засыпающая за столом. Голову поддерживает руками. Лень и праздность настолько захватили её, что вот-вот рухнет. И не пугают её сотрапезники-черти - настолько отуплено её сознание. И, конечно, за спиной, вместо ангела-хранителя - мерзкая образина гладит по плечу, призывая продолжать праздность. А справа - за шторкой - пара любовников, мирно спящая, и еще какая-то образина заманивает нашу девицу - смотри, как хорошо!.. Наелся, выпил и в постель (а зря что ли кувшинчик! Не иначе вино). К тому же - почему любовники? Праздный ум - находка дьявола, гласит пословица. А где дьявол, там и разврат, и связи всякие внебрачные:). В общем, все проистекает изо всего...

Интересно, что в сюжет вплетены не просто птицы (коих у Брейгеля всегда множество), а вполне конкретные - совы. В христианской иконографии совы считались символом язычества, ведь они слепнут при дневном свете, как слепы язычники к слову Христову... Христиане также считали сову неизменной спутницей ведьм и символом чародейства и темных сил. И что наиболее важно в данном контексте: сова - олицетворение трех смертных грехов - чревоугодия, похоти и лени. Недаром Брейгель изобразил сову над ложем спящих любовников... Она словно венчает композицию "наелся-выпил-в постель". Девица за столом - прямая претендентка улечься на незаконное ложе.

В центре гравюры двое (мужчина и женщина? - не вполне ясно) сидят и наблюдают работу чертей и мельницу. Сидят они на скорпионе, и можно только догадываться, что хотел сказать Брейгель, сажая их на символ ненависти, предательства и зависти. Библия также четко указывает на скорпиона, как на представителя демонических сил.

К ним приближается дракон. Он не спешит, так как эта парочка уже вполне в его власти, ведь в христианской символике дракон - обобщенное дьявольское зло. Иоанн Богослов называл драконов не иначе как "древними змиями, называемыми диаволами". Если рассматривать гравюру с чисто геометрических аспектов - это формальнй центр композиции. Если читать символы Брейгеля - это центр смысловой, так как именно дьявол радуется грехам и бесы - слуги дьявола. Кстати, и любимые Босхом и Брейгелем химеры - чисто дьявольское отродье. Именно такими созданьями полна преисподня. И лень, как один из смертных грехов, является проводником души в ад.

Немного правее дракона - мельница, на которой происходит какое-то жуткое действо. Почти смешное в своей театральности. кому-то дуют в попу. Не знаю, чем они заняты, но мельница всегда считалась вотчиной нечистой силы, а мельники - прислужники бесов, как известно, и промышляют магией и колдовством. Те, кому это неизвестно, оповещены Брейгелем - в слуховом окошечке - сова.

Сейчас я немного пофантазирую на тему химеры в нижнем левом углу. На голове у нее, вероятно, шлем. Считается, что шлем - символ мысли. А химера - нечисть. Кто знает, что хотел сказать этим Брейгель?.. Может быть, намекнуть зрителю, что вся нечисть - в нашей голове? Действительно, если речь идет о грехах, то не с луны же они падают? Все из мыслей...

Интересное дело с ножом на шлеме. Конечно, Брейгель вряд ли привносил какие-то посторонние религиозные символы; он мог вобще не знать о них, но, например, в буддизме нож - символ ухода от реальности. Мне кажется, лень вполне этому способствует:)

На дальних планах композиции - много-много обнаженных людей. В отличие от древнегреческих традиций, где нагота символизировала чистоту и божественность, у Брейгеля (как ранее и у Босха) нагота - знак уязвимости, позора, зла и даже похоти. Вспомните девицу за столом - она обнажена:)

Обнаженные люди здесь - как стадо. Обратите внимание на самый край слева. Три девицы (кажется, что они сидят на берегу и невинно болтают ногами в воде) охраняются (или выпасаются?) бесом. У него и орудие наказания в руках - длинная палка.
Остальные - группами, они безвольно стоят в воде и даже не замечают, что кто-то тонет. Не слышат криков несчастного. Какое отношение это имеет к лени? Не знаю наверняка, но могу предположить, что равнодушие - ленность души.

Скалы, возвышенности и башни (напоминающие разрушенную Вавилонскую) могли бы намекнуть о возможности спасения (у Данте в первой песне "Ада" холмы - именно путь к спасению), но во-первых, они порушены, а во-вторых, гигантский слизень (ближайший родственник улиток, кстати) наползает на них. Печальная картина...

Интересно пофантазировать на тему слизня. Считается, что раковина - символ духовного паломничества. Этот слизень мог бы быть улиткой, будь у него раковина, но ее нет, а меж тем слизень ползет за края композиции, куда-то вперед, в место, которого нам не видно. И в ту же сторону направляется какой-то бес с посохом (видите крошечную фигурку под слизнем?). На слизне сидит наездник, и слизень влечет его в неизведанное. Все трое движутся в одну сторону - паломничество в преисподню?

Но вернемся к передним планам. Здесь, над столом с засыпающей девицей, на дощатом настиле лежат игральные кости. На них четверка. Когда-то очень давно Пифагор, начавший экспериментировать с сущностью цифр, создал нумерологию. Согласно его теории четверка - это работа, приводящая к хорошим результатам, самовоспитание через усилия и деятельность. В христианстве также были важнейшие четырехкратные символы. Например, четыре буквы YHVH обозначали имя Бога Израилева, двенадцать колен израилевых символизировались четырьмя эмблемами - человеком, орлом, львом и волом. Позже именно они стали эмблемами четырех евангелистов - Марка, Луки, Матфея и Иоанна.

В контексте ЛЕНИ больше "играет" характеристика Пифагора. Лень - антоним труда и активной деятельности, и Брейгель как бы призывает победить лень именно через них, через самовоспитание.

И, наконец, финальный аккорд! Человек, бьющий в колокол. Вероятно, это монах. Есть предположения, что колокола связаны с исполинскими часами, у которых вместе стрелок рука. И якобы от царящей лени уснули даже часы, и время на них странное, словно циферблат тоже кренится и хочет прилечь, а монах пытается их разбудить. Не знаю, мне не вполне очевидна связь колоколов с часами. Но все может быть. В конце-концов, я тоже выдвигаю теории и предполагаю:))

Итак, монах и колокола. Это призыв самого художника, обращение к зрителю - очнись! Лень кажется совсем не страшной (куда ей до убийства или святотатства!..), но видишь, к чему она ведет? И вспоминаются вечно актуальные библейские строки:

Я глас вопиющего в пустыне (Ин.1:23)
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2)


Это слова Иоанна Крестителя, но как подходят они к смыслу Брейгелевской гравюры!




(с) Д.Л.

Продолжение следует:)

Использованные источники:

Смирнов В. Л. - О символах в искусстве: Язык и секреты живописи;
Джек Тресиддер - Словарь Символов;
Александр Майкапар - Мир вверх тормашками.

Изображение: (с)Gravures.ru
Tags: О чем говорят картины
Subscribe
promo anni_manninen march 31, 2011 18:54 52
Buy for 100 tokens
ОХ УЖ ЭТИ ДЕВОЧКИ!, или рисунок от начала до конца Никакой идеи в голове не было. Я просто нарисовала одну девочку, потом еще одну, а потом поняла, что это будет маленькая, но все-таки история. О чем? Узнаем в самом конце. Итак, сначала я делаю основной рисунок. Работаю мягким карандашом на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments