DIANA LAPSHINA (anni_manninen) wrote,
DIANA LAPSHINA
anni_manninen

Categories:

КАК Я РИСОВАЛА АЛИСУ - весь ход работы в этом посте

Сегодня я решила показать вам свою кухню. Моим коллегам, скорее всего, это будет не так уж интересно, так как всё это им знакомо и повторяется с теми или иными вариациями ежедневно. Кто-то делает наброски к будущей иллюстрации в блокноте в метро, кто-то рисует сразу "набело", но у тех и других работа не возникает сразу и вдруг в готовом виде - она, понятное дело, состоит из этапов. Вот за моими собственными этапами мы сейчас и проследим! :) Это немного усложняет мою задачу непосредственно по рисованию, так как придется сканировать работу через каждый определенный промежуток времени, но я так давно хотела и сама посмотреть на процесс со стороны, что решилась на это тихим осенним утром.

Итак, я решила нарисовать очередную картинку к Алисе. Сняла с полки "Зазеркалье" и прочла следующие строки: "С этими словами Алиса бросилась из комнаты и побежала вниз по лестнице... собственно, не побежала, а... как бы это объяснить? Это новый способ легко и свободно спускаться по лестнице, подумала Алиса: она только положила руку на перила - и тихонько поплыла вниз по ступенькам, даже не задевая их ногами;" (перевод Н.Демуровой).

К этому отрывку я давно приглядывалась и даже делала кое-какие зарисовки, но как-то не шло - нужно было "вызреть" на чем-нибудь другом. Сегодня я вдруг проснулась в пять утра и решила - нарисую!..

ЭТАП 1

черновой рисунок


Для начала я дрожащей рукой набросала композицию.:) Как видно из скана, я (увы мне!) пользовалась ластиком, чтобы стирать неверные направления. Это заметно по линиям вокруг головы - я специально не стала их стирать в ФШ, чтобы было по-честному. Стерла лишь пыль, завалявшуюся на стекле сканера.





Черновой рисунок я набросала и быстро, и не быстро. Долго думала над фасоном платья (я ж девочка:), над фигуркой Алисы, над полосатыми гольфами (где-то я их ужО видала, но уж больно симпатичная вещь) и поворотом головы. С головой было сложнее всего - сначала я думала развернуть её в профиль, но потом передумала - профиль у меня двух предыдущих работах (покажу чуть позже), многовато будет.





По ходу работы над рисунком я кое-что тут подштриховала - это я ломала голову: продолжить ли черно-белую серию, или сделать цвет? Поштриховала и поняла - рисуем в том же духе и дальше.

А вот с пешками я не заморачивалась - уточнила в Сети вид этой шахматной фигуры и просто набросала. Рисунок в одно касание - форма уточнится по ходу.





Рисовать лучше мягким карандашом - он легче стирается (выбирайте мягкие ластики! Они эффективнее и не оставляют грязных следов и испорченной бумажной поверхности - вам её еще штриховать потом). Под рукой хорошо иметь макетный нож для заточки грифеля (я точу на иголочку) и какую-нибудь интересную аудиокнигу или, на худой конец, интересную радийную программу.
А я пока тихо, но уверенно подхожу ко второму этапу.


ЭТАП 2

начинаю штриховать


Второй этап - это, конечно, условность. Никакого четкого разделения не существует; на практике этапы плавно перетекают один в другой.

Вот я перешла к штриховке. Первые годы после шестнадцати лет обучения академическим подходам в рисунке я никак не могла осознать, что все! Все! Я не рисую учебную постановку. Я не рисую натюрмортов, кубов и сферических поверхностей, Антиноев в контрафорсном освещении, обнаженку и т.д. И я прилежно штриховала "по науке". Академическая штриховка - вещь, несомненно, прекрасная. Легкая, красивая, ПРАВИЛЬНАЯ. Но, к счастью, не единственно возможная под луной, а на просмотр мне уже не нужно. Вспоминая профессора кафедры академического рисунка Лебедко, который с таким суровым видом ходил во главе комиссии из аудитории в аудиторию, что студенты ХГФ вжимались в стены от ужаса, я словно нарочно штрихую теперь так, как Бог на душу положит.:)) Впрочем, мы отвлеклись.





На данном этапе я тихонько (и еще не вполне уверенно - хочу ли именно этого) кое-что поштриховала, определив (условно) источник освещения. Смешно, по-моему, всерьез говорить об источнике освещения в иллюстрации, но годы обучения делают своё черное дело:) Итак, я кое-как определила, хотя это вовсе не означает, что все не переменится через полчаса диаметрально противоположно. Так бывает. У меня - так и постоянно.

Смотрим крупно. Профессор Лебедко был бы в ярости.:))






ЭТАП 3

продолжаю штриховать


Но я на это внимания не обращаю, поэтому штрихую себе дальше, периодически останавливаясь и рассматривая свою работу с разных сторон. Иногда очень полезно встать, посмотреть на работу сверху, издали, сбоку. Постоять и подумать. Или (если вставать неохота) можно прислонить к стене (у меня стол у стены) и, откинувшись на стуле, выпить кофейку и подумать.

Штриховать на этих начальных этапах лучше потише, полегче по тону и насыщенности. Чтобы можно было что-то исправить, если пойдет не туда.:) Стирать легкие касания карандаша, как известно, гораздо легче, нежели тяжеловесные. Это с точки зрения технической. А с точки зрения психологической... даже серьезнее: бывает, что оказывается по ходу работы, что нужно, нужно сильно менять все, что ужО нарисовано. А нарисовано лихо, насыщенно по тону, с ярым нажатием на карандаш!.. И фсе. Поезд уехал. Можно было бы попробовать стереть и пойти другой дорогой, но - жа-а-алко... даже если грязи не будет (что маловероятно), то просто жалко долгой работы и времени.
Поэтому штрихуем тихонько. Будет еще момент, когда можно и нужно будет лихо ухнуть и пройтись по работе дубинушкой!:) Но позже. В конце. А сейчас будем следовать совету-афоризму моего преподавателя по ак.рисунку Прокофьева А.М. (кто долго читает мой ЖЖ, тому он знаком): "Рисунок - это касание крыла бабочки, а не грохот отбойного молотка".





А я пока просто и без изысков набираю в тоне




и хожу карандашиком по девственному рисунку в поисках нужного.




Как говорится - "дорогу обрящет идущий" и "кто ищет, тот всегда найдет":)) Вот так я и отношусь к рисунку - я не очень верю в готовый образ ВНУТРИ головы. Меня много лет учили, что надо, надо представлять, но по опыту своему - идти к готовому можно, конечно, но придешь ли? :) У меня по ходу дорога сильно меняет направление. И лишь в одном готовый образ в голове необходим - особенно иллюстратору - книга состоит из множества иллюстраций. Об этом как-то по первоначалу забываешь. И получаются они все разные-разные, голубые-красные.:) Поэтому надо иметь общий образ ВСЕГО МНОЖЕСТВА, а не каждой отдельной работы.

Помню свой собственный вопрос в одном из сообществ году эдак в 2003. Прочтите и посмейтесь искренне: "Как рисовать иллюстрации, чтобы один и тот же герой по ходу книги был похож сам на себя?" И представьте, что мне на это ответили мудрые будущие коллеги:)) Представили? Тогда пойдем дальше.



ЭТАП 4

на сцене Его Величество Ластик!


А дальше у меня работу активно включается ластик. Конкретно сегодня - знаменитый KOH-I-NOOR (300/20). К сожалению. Мне больше по душе дешевый MILAN - мягкий и нежный, как попка младенца.:) Если увидите такой - купите и оцените эффект. А кохинуры все-таки жестковаты для такого рода работы.

Но я снова отвлеклась. Итак, ластик. Зачем? Мои коллеги, которые имели возможность обучаться в наших академических художественных заведениях, наверное, хорошо помнят, как им запрещали пользоваться ластиком, как втирали что-то вроде: "Ластиком пользуются те, кто не умеет пользоваться карандашом!", как сурово взирали на ученика, когда он, стыдясь и краснея, тер ластиком "неверные" линии на кувшинчике. Не знаю, как у вас, а у меня - запрещали. Но народ не сильно парился. Вышел преподаватель на секунду - ластик из кармана и три себе на здоровье!

Конечно, в таком отношении к ластику есть своя доля сермяжной правды - когда я ходила по ученикам, я тоже постепенно уменьшала наличие ластика. Человек учится владеть линией ответственно, когда нет возможности легко и быстро исправиться. Без ластика ученик внимателен и чуток, как сова в ночи.

Но был в моей жизни человек, который превратил владение ластиком в подлинное искусство, - некий талантливый художник Дмитрий П. Рисовальщик от Бога. Равно как и живописец. Мой сокурсник. Он рисовал обнаженку легко и в то же время пастозно, без ластиков всяких, с одухотворенным выражением на лице. Я часто вставала из-за мольберта и ходила смотреть на его работу. Самое интересное начиналось ближе к окончанию постановки, часу эдак на десятом. Он брал ластик и творил чудо - его и без того ВЫШЕ-ВСЯКИХ-ПОХВАЛ чудесная работа словно бы оживала и прямо глаз оторвать было невозможно!.. А всего-то - талантливая рука секундно прошлась ластиком по почти законченному листу.
Поэтому я не могла не взять это на вооружение. Но возвращаемся к нашей Алисе.

Берем ластик и немного "облегчаем" рисунок. Убираем ненужные линии и штрихи, сглаживаем тональности (там, где необходимо), "вытаскиваем" на свет фрагментики юбок, рук и прочей приятной мелочи. Заодно стираем предательские следы вокруг головы:))





Делаем это (по возможности) ненапряжно, без особой тщательности, "на глаз". К "чистому" рисунку не стремимся. Пусть останется доля (просите за такое слово, но другого подобрать не могу) - доля неряшливости:)).
При ближайшем рассмотрении у меня это выглядит примерно так:





И идем дальше. Ведь у нас совершенно не охвачены вниманием пешки! И даже пока неизвестно, белые они или черные. Придется подумать. И вовсе не из правды зазеркального бытия, а корысти ради - чтобы они не слились с фоном, но и не сильно выбивались вперед.



ЭТАП 5

потихоньку движемся к завершению


Итак, на данном этапе я еще немножко поштриховала, немножко постирала, немножко побродила в раздумьях туда-сюда, выпила горячИЙ кофе с парой бутербродов с ветчиной и даже поболтала по телефону с далеким крымским побережьем.:) Очень полезно отвлекаться периодически от работы, чтобы не замыливался глаз. Да и позвоночник, попа и ноги скажут вам дружное спасибо и греческим хором пропоют "Слава тебе, дорогой наш хозяин!"
Опять-таки - не забываем смотреть на работу издаля. Покрутим её в разные стороны. Но осторожно - на данном этапе она уже весьма болезненно реагирует на прикосновения вспотевших от усилий пальцев.:))

Новичкам рекомендую при штриховке подкладывать под руку чистый лист бумаги. А вообще надо держать руку на весу - и экономия мыла, и экономия бумаги. Плюс не надо напрягаться, что ненароком превратишь свой шедевр во что-то невразумительно-грязное.





Не знаю, справилась ли я с задачей пешек (чтоб вперед не лезли, чтоб с фоном не сливались), но они стали черными и вполне меня в таком виде устраивают. Хотя это и не означает, что я не вернусь к ним по ходу. однако, как вы можете видеть, улыбочек своих они лишились.





И вспомнила про волосы. Девочки очень любят рисовать длинные развевающиеся локоны, и многие верны им всю жизнь. Я не исключение. Взяла ластик, макетным ножом отрезала острый кусочек и легко прошла по тем местам, где, в принципе, должен быть свет. Но так как это не академическое рисование, сильно упорствовать не стала - все очень поверхностно.





Как видите, и в тоне и насыщенности работа изменяется. Кое-где уже можно, ухая от удовольствия, жать на карандаш со всей силы! Главное не забывать его точить.

Да!.. Я совсем забыла про пешку-перилу. Она тоже видоизменяется - это можно проследить по ходу поста.





А я перехожу к завершающему этапу.


ЭТАП 6

последние штрихи


Я начала этот пост в семь утра. Шесть часов (с небольшими переменками). И вот - пост подходит к концу. Если вы дочитали до этого места, то вы герой!:)) Я утомилась, пока писала, а уж читать все это, наверняка, еще утомительнее:)) Но мне было интересно.


БЫЛО В НАЧАЛЕ РАБОТЫ





СТАЛО В КОНЦЕ





А что же с самим рисованием на этом этапе? А я сделала следующее: добавила немножко теней, кое-что высветлила, кое-что подправила. Пустяки. Но это мой самый любимый момент! Именно здесь, когда до конца работы остается совсем чуть-чуть, именно здесь можно ЖАТЬ на карандаш, требуя глубокого черного цвета! Можно делать штрихи, которые усилят впечатления, ударять по аккордам и радоваться! Ура! Что я благополучно и сделала! Жала и радовалась!

И уж в самом конце приведу вам поучение моего преподавателя по живописи Шорохова Е.В.: "НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ ПОДПИСЬ!!!" :)


УДАЧИ В РАБОТЕ, ДРУЗЬЯ! РИСУЙТЕ И ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ!
Tags: all my pictures, Алиса в Зазеркалье, Кухня графика, Кухня графика в теории, Простым карандашом
Subscribe
promo anni_manninen march 31, 2011 18:54 52
Buy for 100 tokens
ОХ УЖ ЭТИ ДЕВОЧКИ!, или рисунок от начала до конца Никакой идеи в голове не было. Я просто нарисовала одну девочку, потом еще одну, а потом поняла, что это будет маленькая, но все-таки история. О чем? Узнаем в самом конце. Итак, сначала я делаю основной рисунок. Работаю мягким карандашом на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →