?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Прочла статью. О будущем российского образования. Хочу поделиться. Не могу молчать.

"-Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года. Два хорошо упакованных, очень благополучных человека лет пятидесяти, один профессор, другой кандидат (педагогических наук, разумеется) очень бодро и совершенно серьезно рассказывали вещи, от которых у меня, да и у весьма либеральных в политическом смысле учителей, присутствовавших в аудитории, шевелились волосы на голове. Временами раздавались нервные смешки. Следует пояснить, что оба лектора еще и успешно зарабатывают деньги в фирмах, занимающихся «мониторингом качества образования».

Эти двое излагали цели и задачи среднего образования в России, официально утвержденные на уровне правительства . Главными авторами их являются Греф, Кудрин и Фурсенко.


Итак, приступим. Валокордин приготовили? Тогда в путь.

Фурсенко - министр образования, но появление в этом списке Грефа и Кудрина нуждается в пояснении. Оказывается, в 2004 г. правительство РФ пришло к выводу, что система образования не может сама себя реформировать. Следовательно, надо «продавить, то есть сломать эту систему, извне» (все места в кавычках являются точными цитатами речи лекторов). Поэтому пригласили Грефа и Кудрина.

Отправной точкой «реформы» стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие «качества образования» здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле. Тут полагают, что «качественное образование» это такое, которое можно непосредственно применять в повседневной жизни. Понятно, что научное мировоззрение, которое вырабатывала советская школа, невозможно применить для торговли помидорами на рынке. Большим недостатком старой системы оказалось и то, что 90% знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г., и эти знания, оказывается, являются слишком «академическими» для сегодняшнего времени.

Поэтому руководство страны решило «осовременить» наше образование. Прежде всего, было четко сформулировано желаемое реформаторами место России в мире. Россия – это не страна, поставляющая ресурсы и гастарбайтеров, как Украина и Молдавия, но в то же время и не страна с инновационной экономикой (к таким счастливым землям относятся США, Швейцария и др.), а государство, в котором производится то, что изобретается в «первом мире». Следовательно, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие.

Но вод беда - наш народ хочет в ВУЗы (сейчас туда поступает 65% выпускников российских школ). Значит, следует переломить ситуацию. Официально была поставлена задача сделать так, чтобы в ВУЗ поступало не более 30% выпускников, еще 45% - в колледжи (бывшие техникумы), 20% - в технические лицеи (ПТУ), ну а 5% остаются на тех, кто никуда после школы учиться не пойдёт. Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему, так как только на 2-3 года можно прогнозировать потребность в специалистах с «высшим образованием». «Приоритет государства состоит в том», чтобы количество магистров было не более 10% от выпущенных бакалавров. Простой расчет – 30% выпускников школ поступают в ВУЗы, из них менее 1/10 попадет в магистратуру. Итог – менее 3% выпускников школ получат «полноценное» высшее образование, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним. В марте 2007 г. принят закон, окончательно вводящий двухуровневую систему высшего образования. При этом государство гарантирует возможность получения бесплатно только бакалаврского «высшего образования». В магистратуре, «в идеале», придется учиться за деньги. «Система образования должна быть построена так, - говорили нам, - чтобы человек, окончивший любую ее ступень чувствовал себя недоучившимся».

С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Нам прямо разъяснили, что это предвыборный ход, и что «наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование». Для сокращения расходов на образование (что якобы является целью "любого государства») будет найден обходной путь. Уже 11 сентября 2007 г. Государственная дума рассмотрела разработанный министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает возможности поступления в ВУЗ». Все дополнительные занятия войдут в «школьный компонент», который будет оплачиваться родителями.

То есть, подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. Лектор сообщил нам, что любая семья может тратить 10-20% своего дохода на образование. На вопрос юной и наивной учительницы: «А если этого не хватит?» - ей ответили: «Надо больше зарабатывать!»

Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - «сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру», ведь «в Германии, стране автомобилей, самая престижная профессия - автомеханик». Кроме того, мы узнали, что сын нашего лектора, «профессора с молодых ногтей», поступил в институт («ну, вы понимаете, я там договорился»), был исключен из ВУЗа со второго курса и пошел торговать спортивной одеждой, а теперь «он состоялся и хочет стать театральным критиком, просто для души».

По новому стандарту следует отказаться от: научности, фундаментальности и системности образования старой советской школы, так как то была «конвейерная система, при которой школьник терялся за предметами». Не нужны также: авторитет учителя, государственность и коллективизм. Надо исходить из «практикоориентированности», полезности получаемых знаний и модульности (у школьника должен быть «индивидуальный образовательный маршрут»).

Среди необходимых качеств, которые «новый учитель» должен привить ученикам фигурировало «критическое мышление». Кто-то спросил: «Если школа теперь должна воспитывать сборщика автомобилей, то зачем нужно критическое мышление?» Лектор разъяснил, что под «критическим мышлением» здесь понимается умение рационализировать свою производственную операцию, и более - ничего!

Еще мы узнали, что «олимпиадники и медалисты государству не нужны – это личные достижения школьников», а государству нужно поголовное освоение того самого стандарта, который «на три с минусом», а также:

- чтобы выпускник был физически здоров, «ну, чтобы торс у него был, как у нашего президента»;

- чтобы он работал (имеется ввиду, работал руками, а не головой, ведь наука в России этим стандартом не предусмотрена);

- чтобы он не «сидел на шее у государства».

С этой целью было решено ввести пять новшеств: - нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений; - сетевую организацию образовательной системы; - независимую оценку качества образования; - государственно-общественное управление образовательными учреждениями; - новую систему оплаты труда педагогов.

Начнем по порядку. Под «нормативно-подушевым финансированим образовательных учреждений» подразумевается то, что на каждого ученика средней школы будет выделено равное финансирование. Эти деньги будут идти в те школы, где фактически учатся данные ученики. Школа теперь должна «жёстко пиарить себя и заманивать детей». Директор должен стать финансовым менеджером, а вот завуч – «представителем государства в школе, таким комиссаром». Он не должен «сливаться с коллективом учителей». Ему вменяется в обязанность ежемесячно проводить проверки знаний учащихся по специальным тестам и отсылать данные «наверх». «Будет создана Федеральная служба завучей (ФСЗ), в масках и с автоматами» - грустно пошутил присутствовавший на лекции директор нашей школы.

Под «сетевой организацией образовательной системы» понимается внедрение в образование «идеологии системы услуг». То есть учитель продает услуги, а государство или родители их покупают. В рамках этой «идеологии» проводится, например, закрытие сельских школ. Детей возят в большой поселок на автобусе, а то, что деревня без школы умрет – конечно, никого в правительстве не волнует.

«Независимая оценка качества образования» - это, понятно, ЕГЭ. В 2009 году ожидается полная победа этой системы тестирования. Пятнадцать основных предметов будут повсеместно переведены на ЕГЭ. Вопрос о том, как быть с Дагестаном, где, как известно, оказались лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в России, при том, что эти «отличники» еле знают русские буквы, ответа мы не дождались. Зато узнали, что лучше всего реформирование образования идет в Якутии.

«Государственно-общественное управление образовательными учреждениями» подразумевает создание управляющего совета школы, состоящего на 50% из родителей, на 25% из учителей и на 25% из «представителей общественности». Этот совет будет определять содержание «школьного компонента» в программе школы, то есть решать – будет это бесплатная школа для бедных, без всяких шансов на поступление выпускников в ВУЗ, или это будет дорогая школа для богатых. Кроме того, директор ежегодно будет представлять какой-то «публичный доклад» о деятельности школы, чтобы сделать ее «полностью прозрачной».

«Новая система оплаты труда педагогов» - это просто шедевр. Теперь стаж не будет учитываться вообще. Зарплата учителя будет состоять из трех частей:

- базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. (два рубля пятьдесят копеек) за каждого ребёнка в классе за 1 урок. В стандартном классе сейчас около 25 человек, стандартная нагрузка учителя 18 часов в неделю. Учитывая, что оплачивать будут 35 недель (245 учебных дней) в году, а размазана эта сумма будет на все 365 дней, в месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.

Здесь нам сообщили, что при развитии компьютерных технологий, учителя можно будет вообще «убрать», сведя процесс обучения к дистанционному тестированию и поиску в Интернете. Тогда один учитель сможет одновременно работать хоть со 100 учениками и получать в четыре раза больше, чем сейчас.

1. Компенсационная часть:

а) Надбавка до 15% за особые условия труда по КЗОТу. Уж не знаю, в нетопленном классе, наверное, надо заниматься, чтобы получить эту надбавку?

б) Повышающие коэффициенты за квалификацию. У учителя высшей категории они будут составлять 25% базового оклада. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20% от общего числа учителей до 3-5%. Ну а «кандидаты наук и разные заслуженные учителя вообще вредны для школы» - поделился с нами лектор.

в) Коэффициенты за деление класса – их получат, например, учителя иностранных языков. Но, если класс делится на две группы – учителя получат увеличение оплаты за 1 школьника за 1 час всего в полтора раза. То есть времени они потратят столько же, сколько при работе в полном классе, а денег получат на 25% меньше.

2. Стимулирующая часть должна будет выплачиваться учителям из особого фонда в размере 30% от общего фонда зарплаты данной школы по решению «родителей и представителей общественности, входящих в состав Управляющего совета школы». «Учитель может получить практически второй оклад, но только за счет других учителей»; «Учитель может развиваться, но для этого надо идти по головам» - сообщили нам.

Окончательным издевательством прозвучал в конце тезис о том, что учителю необходимо «призвание» для работы в школе. На вопрос, как это понимать, ответили, что «все равно хорошо платить в школе не будут»! Кроме того, «новому учителю» нужны «дисциплина», чтобы он учил строго по стандарту, а также «инициативность», чтобы он мог придумать, как вложить этот стандарт в голову каждого. Наконец, в завершение нам было сообщено, что «мы живем в эпоху постмодерна, а сейчас главное – игра. Вот и будем играть по новым правилам. Не надо портить себе нервы». На реплику из зала: «Детей жалко», последовал ответ: «Они тоже должны научиться играть!»

Я шел с лекции о «реформе образования» и вспоминал речи Адольфа Гитлера: «Вообще, человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать!.. В школе нужно давать только общие знания, которые послужат фундаментом для специальных знаний. Я переориентирую образование на обучение главному. События громоздятся одно на другое. Какая же голова должна быть у ребенка, чтобы освоить историю родного края, историю страны в целом, да еще и историю рейха?.. Мозг не в состоянии вобрать все это в себя… Нет никакого смысла учить всех детей в средней школе двум языкам... Зачем мальчику, который хочет заниматься музыкой, геометрия, физика, химия? Что он запомнит из всего этого? Ничего. От любого подробного изложения следует отказаться… Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Пусть дальше работает по своей специальности!... Я в основном учил лишь 10 процентов того, что учили другие. Я очень быстро расправлялся с уроками…» (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич, 1998. С.96-98. 7 марта 1942 г.) Подельник Гитлера Генрих Гиммлер писал в мае 1940 г. в меморандуме «Об обращении с инородцами на Востоке»: «Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть».

Что ж, Гитлер и Гиммлер нашли достойных преемников в лице Грефа, Кудрина,и Фурсенко. Не исключено, что и конец их ждет одинаковый."


Источник: http://tlt.ru/articles.php?n=1867165

Comments

( 45 в букете — Поделиться листиком )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ihelen
Nov. 30th, 2008 03:06 pm (UTC)
...
" - Не умом поразить тщился, - с достоинством ответил отец Кин. -
Единственно, чего добивался, успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные. И мы...
- Ладно, ладно, - сказал Румата. - Верю. Так пишешь что новое или нет?
- Собираюсь подать на рассмотрение министру рассуждение о новом государстве, образцом коего полагаю Область Святого Ордена.
- Это что же ты? - удивился Румата. - Всех нас в монахи хочешь?..
Отец Кин стиснул руки и подался вперед.
- Разрешите пояснить, благородный дон, - горячо сказал он, облизнув губы. - Суть совсем в ином! Суть в основных установлениях нового
государства. Установления просты, и их всего три: слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также
неусыпное наблюдение каждого за всеми!"
...
anni_manninen
Nov. 30th, 2008 03:10 pm (UTC)
Да... Видно, дон Рэба уже с нами.
(no subject) - goldy_trf - Nov. 30th, 2008 06:43 pm (UTC) - Expand
bukovkina
Nov. 30th, 2008 03:44 pm (UTC)
ужас.
это то, что я называю смещенными приоритетами.

в прошлом году я работала в школе. грустно видеть, как вся эта система деформируется и корежится.
anni_manninen
Nov. 30th, 2008 03:50 pm (UTC)
А я думаю, увы, что это не смещенные приоритеты даже, а вполне осознанное ярое русофобство. Немного прикрытое для виду "тревогами за судьбы России".
Только ненавидящий мог придумать такую изощренную мерзость. Говорю, как педагог, тоже работавший в школе. Надо совсем не понимать и не знать, что такое школа, чтобы вот это все понапридумывать.
(no subject) - bukovkina - Nov. 30th, 2008 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hippanka - Nov. 30th, 2008 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bdag_med - Nov. 30th, 2008 08:25 pm (UTC) - Expand
zverek_alyona
Nov. 30th, 2008 03:57 pm (UTC)
Мне кажется, это все не от изощренности ума, а наоборот - от его скудости.
delta_38
Nov. 30th, 2008 05:03 pm (UTC)
Я преподаю в вузе, а сестра у меня - учитель в сельской школе. В школе всё описанное уже идёт полным ходом: учителя уже грызутся из-за этих 30%; школу уже надо пиарить, потому что конкуренты из соседнего села начали пиарить первыми и если им проиграть - школе конец; олимпиады и конкурсы, правда, пока ценятся. Но если всё описанное правда, то ненадолго.

Вуза это пока коснулось в меньшей степени. Всё-таки, у нас свобода побольше: верха (ректорат) могут сколь угодно громко рассуждать о инновациях и тенденциях, но на нижнем уровне заведующий кафедрой просто говорит сотрудникам, мол, плюём и делаем всё по своему. Но всё равно на некоторые ключевые предметы уже осталось по 20 часов лекций в семестр (!!!), освободившееся время направили на изучение английского языка и физкультуру (гы). Так что изменения всё равно будут, никуда не деться...

(Не в плане поддержки изменений, но всё же вынужден отметить, что нынешнюю ситуацию я тоже не считаю нормальной - дворникам и техничкам иметь высшее образование, как мне кажется, ни к чему, но такое ощущение, что и на эти работы без диплома скоро уже будет не устроиться. Надо повышать качество образования и снижать количество студентов, имхо - хотя, конечно, не такими мерами...)
frometta
Nov. 30th, 2008 06:09 pm (UTC)
Неужели действительно ТАК откровенно и цинично?! Я конечно, наивная чукотская дурочка, но неужели ...
maritata
Nov. 30th, 2008 06:50 pm (UTC)
О дааааа... Я читаю журнал союза промышленников и предпринимателей, так там каждый первый директор предприятия говорит о том, что жуткий дефицит кадров, что сейчас на работают в основном старые кадры, приводится средний возраст работников в 60 лет. Что молодежь бежит в города, поступает в институты, тратит государственные деньги, а потом идет торговать. Но эти люди все-таки говорят о том, что надо повышать престиж рабочих профессий, что насильно работать все равно не заставишь, нужно принимать меры, возрождать систему начальных профессиональных учреждений, объяснять, что это может быть интересно и высокоплачиваемо. И конечно, нужно делать так, чтобы это было высокооплачиваемо, вот за тем они и стараются. То есть предлагается какая-то стратегия, а тут несколько уродцев, имея ввиду тот же результат, лишают людей последнего шанса, делят детей на кухарок и дворян. Ужасно это все, просто ужасно, мерзко и отвратительно.
kira_holiday
Dec. 1st, 2008 10:11 am (UTC)
вообще, мне кажется, если на производстве платили бы адекватно - народ бы пошел. В "совке" была такая фигня, как престижность - инженером за 120 типа престижно, а рабочим за 300 - нет. Сейчас эта глупость вроде отмерла, где платят - там и хорошо. Но проблема в том, что НЕ платят... Еcть два кита, а которых держится материальная жизнь - с/х и промышленность. Но разве там заработаешь?..
(no subject) - maritata - Dec. 1st, 2008 06:15 pm (UTC) - Expand
anoushe
Nov. 30th, 2008 08:49 pm (UTC)
Ничего себе! И после этого кто-то в России еще будет утверждать, что все зло из США? Разве можно представить себе худших врагов, чем тех, кто это сочинил?
tanja_shi_no
Nov. 30th, 2008 09:24 pm (UTC)
Ну да - и вон из школ всякие там Законы Божии, и пусть все будут как американцы....... Бред сплошной. И как все в открытую то.... Могли бы свои задумки "завуалировать" и замаскировать.... А тут: все так понятно становится - куда гонка то. И этот ЕГЕ идиотский.


Тоскливо....

А я подала записки. Только приехали. Там такая благодать!......:) Там все - как и всегда. Практически ничего не меняется в Лавре. И слава Богу!:)
semul
Jan. 14th, 2009 10:41 am (UTC)
оффтоп
про ТСЛ вспомнилось)
середина 80-х
джинсы - крутизна неимоверная, принадлежность к элите, мечта подростка и т.п.
гуляли по Лавре, и толпа семинаристов тоже высыпала
и тут ливень полил - они как побежали, задрав рясы
и все в джинсах)

если ничего не меняется, то у нас в лавре благочестие со времен авраамия палицына редкость.
Re: оффтоп - tanja_shi_no - Jan. 14th, 2009 06:21 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - semul - Jan. 14th, 2009 07:57 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - tanja_shi_no - Jan. 14th, 2009 08:03 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - semul - Jan. 14th, 2009 09:57 pm (UTC) - Expand
Re: оффтоп - tanja_shi_no - Jan. 14th, 2009 10:06 pm (UTC) - Expand
novayadoroga
Nov. 30th, 2008 10:32 pm (UTC)
Грустно... Как же надо ненавидеть свой народ:(
kira_holiday
Dec. 1st, 2008 09:58 am (UTC)
я не удивлена :( Кое-что из изложенного я уже вижу на примере своей старшей (7 класс)... Правда с этого года мы перешли в новую школу, в ней все более-менее по-старому, но то, что творилось в предыдущей школе (а когда-то это была лучшая школа района) - это ужос-ужос, им просто-напросто не задавали дом.заданий, совсем!..
Вообще надо думать - что делать в такой обстановке?! С младшей я уже склоняюсь к мысли о домашнем обучении (хотя бы фундамент - начальная школа), главное потянуть финансово :(((
Вообще, такая фигня не только в образовании: в нашу поликлинику приходили "товарищи" из страховой и убеждали врачей, что пенсионерам надо давать лишь консультации, а не лечить их (т.е. никаких процедур и проч.)
А вообще не удивительно - все катиться к закономерному завершению...
misuoka
Dec. 1st, 2008 10:54 am (UTC)
Очень переживаю и честно говоря, не вижу выхода.
Занимаюсь гуманитарной наукой и руки опускаются:(
elena_madden
Dec. 1st, 2008 10:57 am (UTC)
Можно ли что-то сделать?
Статьи в прессе, сообщество в интернете, еще что-то?
Ведь это без преувеличений чудовищно.
Еще и циничные "лекторы"...
talyad
Dec. 1st, 2008 02:01 pm (UTC)
ожидаемо, но от открытости и цинизма - в шоке.
tuuutiki
Dec. 1st, 2008 07:36 pm (UTC)
Страшно. Ладно я в одиннадцатом классе и вряд ли успею ко всей этой гадости, но чтоже будет с другими?

Нам на курсах(при Бауманке, куда теперь пытаются взять хоть сколько-нибудь соображающих детей) учительница по русскому говорила, что ЕГЭ в основном придумано и усложняется с целью получить большее количество рабочих рук. Ведь если ЕГЭ не сдашь, то тебе дадут справку и надо идти в следующем году пересдавать. Но ведь не все дотерпят...
eau_eau
Dec. 4th, 2008 07:24 pm (UTC)
http://dkoldyaev.livejournal.com/42926.html
Эта ссылка помогает избавиться от навязчивого окна с рекламой в ЖЖ.

Вот бы так же легко было избавиться от "реформаторов"!

Верю, что количество нормальных преподавателей, родителей и количество умных российских детей может фатально затормозить любую реформу. Хотя... если уже учителя начали есть друг друга, школы в деревнях соперничают...
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 45 в букете — Поделиться листиком )

Tags

Powered by LiveJournal.com